LELANA.RU |
|
В законе РФ «Об образовании» так сформулирован запрос общества, государства: «Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации». Модернизация образования в России.Сегодня главным документом, определяющим развитие образования в стране, является президентская инициатива Наша новая школа.Она ставит перед учителем множество новых задач, расставляет новые приоритеты, во многом меняет взгляд на взаимоотношение ученика и учителя. В сложившейся ситуации от выпускников образовательных учреждений требуются такие качества, как понимание, конструирование и оценка информации, ее анализ на основе системы теоритических знаний, принятие решений на основе проведенного анализа, проектирование собственной деятельности в соответствии с поставленными целями и реализация построенного проекта, самоконтроль полученных результатов и коррекция выполняемой деятельности, ее самоанализ. Значит, главная задача школы сегодня - не просто вооружить выпускника набором знаний «на всю жизнь», а сформировать у него умение учиться, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Общество требует, чтобы образование соответствовало самым высоким мировым стандартам, а у нас очень много недостатков, об этом свидетельствуют результаты тестов. Низкий уровень грамотности, образованности, заформализованность процесса обучения, отсутствие интереса к предмету. У учащихся не сформированы ключевые компетентности: готовность к разрешению проблемы, готовность к самообразованию, к использованию информационных ресурсов. Модернизация российского образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использование комплекс средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, а многие педагоги к этому не готовы. Исходя из этого, я выделяю противоречия в условиях, в содержании, в результатах учебной деятельности. Противоречия в российской системе образования. — Противоречия между: • фронтальной формой обучения и индивидуальным развитием личности каждого ученика; • традиционной методикой формального заучивания и ориентацией на развитие личности ребенка; • необходимостью применения инновационных технологий с целью развития личности и недостаточной компетентностью учителей - предметников по данному направлению; • необходимостью развития коммуникативной компетентности обучающихся и ограниченными возможностями традиционной системы обучения; • необходимостью развивать у учащихся интерес к русскому языку и отсутствием устойчивой учебной мотивации к учению; • законодательно установленной целью образования и традиционными образовательными технологиями; • декларируемыми развивающими формами образовательной деятельности и системой оценки, связанной с репродуктивными способами получения знаний; • потребностью учащихся и их родителей в формировании ключевых компетенций, обеспечивающих общеучебную, общекультурную и методологическую подготовку к реалиям жизни в обществе и невозможностью их актуализации за счет использования информационных (непродуктивных), личностно-отчужденных методов образовательной деятельности; • ограниченными возможностями традиционной системы и недостаточным владением педагогом современными технологиями; • необходимостью развития у обучающихся умения работать самостоятельно и невозможность его актуализации за счет стандартных уроков. Отсюда вытекает проблема: противоречия между новыми требованиями общества, касающимися создания условий для развития личности и её самореализации и недостаточностью механизмов удовлетворения данных запросов средствами традиционного обучения. Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности мы называем деятельностным методом. При этом особое значение имеет используемая технология: именно она обеспечивает функциональную связь между всеми этапами процесса достижения цели, задает требования к условиям и средствам реализации нормы, а также критерии для средства контроля. На мой взгляд, на нынешнем этапе развития сферы образования принципиальное значение приобретает именно технологии деятельностного обучения. Исследование актуальных вопросов обучения было проведено в Ассоциации “Школа 2000...” и Центре системно-деятельностной педагогики “Школа 2000...” АПК и ППРО РФ в 2000-2006 гг. В результате был построен предикат учебной деятельности, описывающий процессы формирования деятельностных способностей, которыми должен овладеть выпускник школы, в их полноте. Построенная структура учебной деятельности включает в себя систему деятельностных шагов – технология деятельностного метода обучения. Для планирования и проведения уроков в общеобразовательной школе можно использовать адаптированный вариант технологии деятельностного метода. Структура уроков введения нового знания. Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид: • мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности(«надо») 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу») 3) выделяется содержательная область («могу»); • актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. В завершении этапа создается интеллектуальное затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими; • выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения: 1) где возникло затруднение 2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа; • построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: 1)ставят цель, 2) строят план достижения цели 3)предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств (алгоритмы модели, учебник) 4) построение плана достижения цели; • реализация построенного проекта. На данном этапе необходимо организовать: 1)решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково; 2) зафиксировать преодоление затруднения; 3) уточнение характера нового знания; • первичное закрепление с проговариванием во внешней речи; • самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность; • включение в систему знания и повторения. На данном этапе выявляются границы применения нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг, т.е. включаются задания на ранее изученный материал, который поможет далее ввести новые знания; • рефлексия учебной деятельности на уроке. Организуется рефлексия и самооценка деятельности, соотносятся цель и результат. Приведенная структура уроков, сохраняя общие закономерности включения в учебную деятельность, может видоизменяться в зависимости от типа урока. Типы уроков деятельностной направленности по целеполаганию: • уроки «открытия» нового знания; • уроки рефлексии; • уроки общеметодологической направленности; • уроки развивающего контроля. Сформулируем основные цели уроков каждого типа. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в неё новых элементов. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д. Урок общеметодологической направленности. Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структуированию и систематизации изучаемого предметного содержания. Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции. Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от технологии традиционного объяснительно-иллюстративного метода обучения является, во-первых, то что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся, кроме того обеспечивается системный тренинг полного перечня деятельных способностей. Предложенная технология носит интегрированный характер: в ней синтезированы не конфликтующие между собой идеи из концепций развивающего образования ведущих российских педагогов и психологов с позиций преемственности традиционной школы. Условия реализации педагогической технологии. Для педагогической технологии, как и для любой другой, должны быть определены педагогические условия её реализации – дидактические принципы. Таким образом, реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: • принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает содержание и формы своей учебной деятельности; • принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения; • принцип целостности - предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире; • принцип минимакса - школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне; • принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию педагогики сотрудничества; • принцип вариативности – формирование способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений; • принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности. Средства реализации нормы и средства контроля. Для достижения педагогической цели кроме рассмотренной технологии при реализации деятельностного подхода на уроках русского языка используются и другие технологии: • информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение); • кейс-технология; • технология, основанная на реализации проектной деятельности; • исследовательские и поисковые технологии. • технология, основанная на уровневой дифференциации обучения. |